суббота, 16 августа 2014 г.

Несовместимость крипты и государства

В этой заметке речь идет о Биткоин, но все сказанное останется справедливым, если слово Биткоин заменить на слово крипта (любая криптовалюта).

Источник.
Первоисточник.


Биткойн и государство – взаимоисключащие явления. И с точки зрения логики, и с точки зрения экономической практики.

Почему они несовместимы логически? Если вы одновременно считаете государство полезным и жизнеспособным общественным институтом, а Биткойн – полезной и жизнеспособной технологией, вы обманываете сами себя. Государство – это иерархическая система «доверенных третьих сторон». Социальные взаимодействия часто приводят к столкновениям интересов, что провоцирует конфликты. В “государственной модели”, эти конфликты разрешают посредством вмешательства третьих сторон. В национальном государстве – это, почти наверняка, будет какой-либо орган исполнительной власти (например, полиция). На тот случай, если возникает конфликт между гражданином и органом исполнительной власти, всегда существует другая государственная служба, которая разрешает спор. Таким образом, над полицейским стоит его начальник , над начальником – суд, над судом – парламент или президент, и тех и других периодически меняют доминирующие политические группировки (или не меняют, если монополию на власть захватила одна группировка, и ни с кем ею не делится). В теории, любой разгоревшийся конфликт должно справедливо разрешить иерархия обличенных государственной властью посредников, в том случае, если стороны не могут разрешить его самостоятельно.

Биткойн – это, своего рода, попытка исключить из системы лишних посредников, включая все финансовые институции и государственные органы. С точки зрения логики Биткойна, доверить контроль над денежными потоками и эмиссией иерархической системе посредников – это решение, представляющее прямую моральную угрозу для общества. В истории известны случаи, когда частные банки и государственные службы уничтожали целые экономические системы, всего-навсего неограниченно печатая валюту. Биткойн – это странный и несколько сложный способ защитить право пользователей распоряжаться собственными деньгами. Пользователи могут переводить биткойны без вмешательства каких-либо посредников, более того, для третьей стороны, вклиниться в систему и перехватить транзакцию физически не представляется возможным. А значит, и посредникам тут делать нечего.

Итак, если вам по душе концепция Биткойн, значит, вы не одобрите идею о передаче прав управления над финансовыми потоками “доверенным посредникам”. Скорее, вы согласитесь с тем, что все полномочия должны быть равномерно распределены между всеми пользователями, которым вовсе не следует передоверять права управления небольшой кучке политиков, пусть даже выбранных в ходе демократических выборов.

Однако, если перечислить все риски, которые повлечет за собой передача прав управления посредникам, никакие аргументы не смогут послужить оправданием устройству общества по “государственной модели”.

Государство – это посредник, который должен разрешать споры во всей экономической системе. Однако если мы разрешаем возникший в финансовой сфере конфликт с помощью встроенных механизмов Биткойна, причем так, что ни у одного чиновника, судьи или банкира не возникнет возможности влезть в эту систему и проявить там свою “власть”, то почему же не применить ту же логику к другим сферам экономики? На данный момент, при решении любой экономической проблемы всегда происходит делегирование третьим сторонам. То, что мы доверяем решение этих вопросов государству, говорит лишь о том, что не нашлось более надежного механизма решения возможных проблем. Поддерживая Биткойн, тем самым, вы заявляете о своем недоверии государству в вопросе контроля экономических процессов.

Однако, если вы поддерживаете государство, то присоединяться к Биткойну вообще бессмысленно: к чему такие сложности, зачем вникать в трудные для понимания (обычных пользователей) особенности работы системы, если любую проблему решают доверенные лица? Послушайте, посредники типа процессинговой компании Visa ежедневно осуществляют невообразимое количество транзакций, просто перемещая биты информации в своей базе. Биткойн на это не способен, это сеть, которая предполагает, что все пользователи должны быть осведомлены о произведенных транзакциях. Осуществление мгновенных платежей требует дополнительных сложностей в добавок к уже существующим. К тому же, существует риск подхватить компьютерные вирусы и трояны, которые крадут монеты. Если вы верите, что проблемы можно эффективно решать, постоянно прибегая к помощи кучки политиков и созданной ими властной иерархии, то Биткойн – это лишь трата времени. Уж выберите что-то одно: либо Биткойн, либо правительство.



Самое важное: Биткойн и государство не смогут существовать параллельно, в силу экономических причин.

Государство существует потому, что пока что это возможно. Государство обеспечивает свои расходы, платит тем, кто приводит законы в исполнение, тем, кто придумывает законы, промывает мозги детям в школе и взрослым по телевизору. Каким образом государство оплачивает все это? Во-первых, государство контролирует денежные резервы. Если есть необходимость, деньги просто «берут в долг» в подконтрольном правительству центробанке, обещая оплатить задолженность (с процентными начислениями!) из собранных в будущем налогов (или, что чаще случается, просто оформляя новый кредит для погашения старых долгов, тем самым увеличивая пирамиду госдолга).

Когда правительство решает ввязаться в войну, огромные суммы денег, которые государству неоткуда выдернуть, просто допечатывают. Дополнительные деньги появляются на рынке, цены растут, бизнес-планы компаний летят к чертям, накопления населения обесцениваются, многие теряют свою работу. Но на войне, как на войне, так что работайте больше «на благо Отечества» или записывайтесь в армию (все равно ведь сидите без работы).

Во-вторых, правительству вынуждены платить все граждане и предприятия, которые используют банковскую систему для ведения дел. Ведь банки всегда активно сотрудничают с государством, сообщая о всех платежах и доходов клиентов. Они не могут иначе – государство выдает им лицензии, и может при случае и отобрать. Практически все финансовые потоки протекают под контролем налоговых служб, а любые остатки финансовой конфиденциальности затаптываются и искореняются. Нежелание делиться своими заработками с жадным государством заставляет людей уклоняться от налогов, но сделать это можно только воспользовавшись услугами черного рынка или, как делают некоторые маленькие компании – с помощью наличных расчетов. Бизнесы, принимающие наличные, часто укрывают часть прибыли от налоговиков. Пусть даже не из жадности, а ввиду жесткой конкуренции (к примеру, ваше кафе не сможет выдержать конкуренцию, если вы не увеличите долю выручки, спрятав от налоговой 10% доходов, как делают остальные).

Если ваша компания сотрудничает с партнерами удаленно и через интернет, то до сих пор вам приходилось прибегнуть к помощи банков, светить 100% ваших транзакций и соответственно полностью платить с них налоги. Да, использовались схемы “налоговой оптимизации”, но глобальное наступление на оффшоры неизбежно прикроет все дырки в банковской системе. С Биткойном же, банки больше вообще не нужны. Биткойн позволяет пользователям вступать в торговые отношения с любым жителем планеты, практически, бесплатно. Все больше и больше компаний, со временем, будут обходиться без банковских услуг, а значит, получат возможность избежать уплаты налогов. Конкуренция заставит и другие компании снизить цены производства подобным образом. Биткойн будет набирать мощность, как черная дыра, втягивая в себя все больше пользователей и компаний.

Хотя, с точки зрения налоговиков, ситуация выглядит не столь радужно. По мере того, как люди будут привыкать рассчитываться биткойнами, они уже не с такой охотой будут принимать (налогооблагаемые) правительственные деньги. Правительства мира уже не смогут в огромном масштабе расплачиваться своей свежеотпечатанной валютой. Они вынуждены будут все чаще расплачиваться биткойнам, которые, для начала, еще нужно выкупить у предпринимателей, которые будут расставаться с ними за фиат со все большей неохотой. Но, поскольку, все больше и больше компаний уклоняется от уплаты налогов, государственный бюджет будет пополняться скудно. Это значит, что госслужбы (в том числе и налоговую) ждет недофинансирование, и работа мытарей будет становиться все менее эффективной, что приведет к тому, что еще больше людей будет уклоняться от налогов. Этот цикл будет повторяться до тех пор, пока все государственные клерки не разбегутся в поисках настоящей полезной работы – той, за которую им люди будут готовы платить живыми биткойнами. Потому, что госслужба будет в виде компенсации предлагать лишь никому не нужную резаную бумагу.

Итак, если Биткойн продолжит свое поступательное развитие, государственный аппарат постепенно растает. Если же государство продолжит существовать, Биткойн, скорее всего, объявят вне закона, и постараются задавить всей мощью репрессивного госаппарата. Однако, чем больше пользователей делает инвестиции в Биткойн, тем больше мощности, активов и поддержки появляется у сети, что поможет ей противостоять любой агрессии со стороны государства. Потому что люди делают инвестиции в Биткойн не из любопытства. Они делают ставки на уникальное, глобальное явление, которое улучшит их жизнь, и они готовы сражаться за то, чтобы оно продолжало существовать. В определенный момент, число пользователей достигнет критической массы, и никто уже не сможет им ничего противопоставить, ни запугать их. По достижении этого момента, государство, как система иерархических властных институтов, будет обречено.

Олег Андреев, 4 августа 2014 г.



Когда читаешь последние абзацы заметки, вспоминается Манифест Конкина. Здесь уместно привести выдержки из него, описывающие эволюцию общества по мере отмирания института государства.
Источник.

...

Глава 1. Государственность. Наше положение.

Мы находимся под принуждением таких же человеческих существ, как и мы. Поскольку у них есть возможность избежать этого, мы тоже не обязаны оставаться в таком положении. Принуждение аморально, неэффективно и не является необходимым для человеческой жизни и достижения целей. Те, кто предпочитает бездействовать, в то время как на них паразитируют их соседи, свободны в своём выборе. Этот манифест для тех, кто выбрал другое – оказывать сопротивление.

Чтобы сражаться с принуждением, его нужно понять. Более того: то, за что идёт борьба, надо понимать так же хорошо как и то, против чего она идёт. Если ограничиваться только слепым реагированием на угнетение, то силы расходятся в разные стороны и растрачиваются неэффективно. Преследование же общей цели собирает противников вместе и позволяет сформировать согласованную стратегию и тактику.
...
Организованное принуждение требует организованного противодействия.
...
Институциональное принуждение, развивавшееся в течение тысячелетий и пустившее корни мистицизма и иллюзий, глубоко вросшие в сознание жертв, требует грандиозной стратегии и катастрофического момента исторической сингулярности – революции.

Такой институт принуждения, централизующий безнравственность, управляющий грабежом и убийством, координирующий угнетение в масштабах, немыслимых для обычной преступности, существует. Это банда банд, мафия мафий, заговор заговоров. За последние несколько лет он уничтожил больше людей, чем все бедствия прошлого. За последние несколько лет он украл больше материальных ценностей, чем было произведено за всю предшествующую историю. В течение последних нескольких лет ради собственного выживания он ввёл в заблуждение больше умов, чем вся иррациональность предшествующей истории. Это наш враг – государство.
...


Глава 3. Контрэкономика. Наши средства.

...
При наличии государства, пятнающего каждый поступок и засоряющего наши мысли незаслуженным чувством вины, понимание социальных последствий наших действий становится крайне важным. Например, если мы не заплатим налог и избежим наказания, то кто от этого пострадает? Мы? Государство? Невинные граждане? Либертарный анализ показывает нам, что государство несёт ответственность за любой ущерб невинным гражданам, который, как оно пытается доказать, причиняет «эгоистичный неплательщик», а «услуги», которые «обеспечивает» государство, иллюзорны. Но даже в этом случае, не должно ли быть нечто большее, чем умно прикрытое одиночное сопротивление или «выпадение из системы»? Если политическая партия или революционная армия неприемлемы для достижения либертарных целей и самой своей природой обречены на провал, то какой вид коллективной активности будет работать?

Ответом является агоризм.

Увлекать большие группы человечества прочь из государственнического общества в агору возможно, практично и даже прибыльно. Это, в самом глубоком смысле, – истинная революционная деятельность...
...

Глава 4. Революция. Наша стратегия

...

Нулевой этап: Нулевая плотность агорического общества

На этом этапе, основном в человеческой истории, агористов не существует, и есть только редкие либертарии или протолибертарии, которые осмысляют и практикуют контрэкономику. Как только кто-то прочтёт этот манифест и захочет применить его, мы перейдём на новый этап. Всё, что мы можем сделать на нулевом этапе – это медленная эволюция сознания, развитие пробами и ошибками и множество удручающих дихотомий.
...


Первый этап: Низкая плотность агорического общества

На этом этапе появляются первые контрэкономические либертарии
...
Стратегия первых новых либертариев – бороться с антипринципами, которые усиливают государство и впустую тратят энергию анархистов. Общая стратегия, намеченная ранее, здесь тоже применима: привлекать либертариев в контрэкономику и убеждать наиболее активных агористов привлекать контрэкономистов в либертарианство.
...
Здесь, на более поздних стадиях первого этапа при действующем Движении Либертарных Левых достаточной численности, эти закалённые обособленные «кадры» действительно смогут приложить усилие и перетянуть на свою сторону многочисленные группы полуобращённых квази-либертариев, чтобы препятствовать крайним мерам государства.
...


Второй этап: Средняя плотность, малая конденсация агорического общества

На этом этапе государственники замечают агоризм.
...
Чтобы достичь этого этапа, всё общество в той или иной степени было заражено агоризмом. Поэтому на данном этапе возможно возникновение первых «гетто» или районов, населённых агористами, которые смогут полагаться на солидарность с остальным обществом для предотвращения массированных ударов государства.
...


Третий этап: высокая плотность, большая конденсация агорического общества

На этом этапе государство переживает ряд окончательных кризисов, в чём-то аналогичных хорошо всем известному марксистскому сценарию, но по другим причинам – в этом случае, настоящим. К счастью, его возможности по нанесению какого-либо ущерба существенно уменьшены истощением государственных ресурсов и разложением его власти в связи с ростом контрэкономики.
...
На этом переходе с третьего этапа на четвёртый мы наблюдаем последнюю попытку со стороны правящего класса государства развязать насилие с целью подавления тех элементов, которые потом привлекут этот класс к ответственности за все прошлые преступления государства. Государственные интеллектуалы осознают, что их власть рушится, и всё будет потеряно, что ход вещей нужно повернуть вспять сейчас или никогда.
...
Когда государство обрушит последнюю волну репрессий и встретит успешное сопротивление – это и определит начало революции. Как только станет ясно, что государство больше не может грабить и платить паразитирующему классу, силовые структуры перейдут на другую сторону – к тем, кто более платёжеспособен, и государство быстро распадётся на ряд островов государственничества в отсталых районах, если таковые вообще останутся.


Четвёртый этап: Агорическое общество с этатистскими примесями

После распада государства остаётся сделать лишь завершающие штрихи.
...
Схваченные государственники возмещают убытки и, если они сумеют погасить свои задолженности, реинтегрируются в общество как действующие предприниматели (пока они отрабатывают свои долги, их «тренинг» происходит автоматически).

Мы дома! Новое либертарианство считается само собой разумеющейся основой повседневной жизни, и мы будем решать другие проблемы, стоящие перед человечеством.

Сэмюэль Эдвард Конкин Третий, 1980 г.


Небольшое замечание. Хотя Конкин употребляет термин "революция", но по сути процесс перехода к агорическому обществу эволюционен и, это очевидно, что он займет многие десятилетия. читать дальше

Комментариев нет:

Отправить комментарий